Кривая Лаффера, показывающая оптимальную
налоговую ставку (не более 70%), которая
обеспечивает максимальные налоговые сборы
|
И есть такой средневековый арабский историк Ибн Хальдун, который в свое время предложил следующую историческую теорию. В начале всякой династии, говорил Ибн Хальдун, налоги низки, потому что нравы правителей просты. И так как налоги низки, развиваются ремесла и торговля. Поскольку развивается ремесло и торговля, нация начинает богатеть, и нравы правителей становятся всё более взыскательными. По мере того, как растут потребности правителя, растут, естественно, и налоги. По мере того, как растут налоги, приходят в упадок ремесло и торговля. Но так как нравы правителей по-прежнему продолжают оставаться взыскательными, то налоги всё увеличиваются и увеличиваются. И ремесло и торговля приходят во всё больший и больший упадок. И этот печальный цикл прерывается только тогда, когда с гор спускается новая династия завоевателей. Они варвары, нравы их просты, налоги невелики – ремесло и торговля начинают развиваться.
Чем отличается теория Лаффера от теории Ибн Хальдуна? Тем, что Лаффер живет в стационарном американском обществе, в котором нет представления о том, что изменения в экономике – это что-либо, кроме изменения в экономике. Налоги – это налоги. Ибн Хальдун живет в гораздо более непостоянном обществе, и его теория описывает то, что любые экономические подвижки кончаются катастрофами вовсе не в экономике. Они разрывают саму ткань государства.
Власть заполняет собой весь выделенный на нее объем.
В 1993 году 40-й президент Соединенных Штатов Рональд Рейган (Ronald Reagan), сказал:
В 1993 году 40-й президент Соединенных Штатов Рональд Рейган (Ronald Reagan), сказал:
«Разрешите предложить вам совет арабского историка XIV века Ибн Хальдуна: “Вначале империи налоги невелики, а доходы от них высоки. В конце империи налоги высоки, а доходы от них низки”. Нет, я лично не знаком с Ибн Хальдуном, хотя, возможно, у нас были общие друзья»
Действительно, Ибн Хальдун также утверждал, что одной из причин низкого налогообложения, и, следовательно, высоких налоговых доходов, является то, что правитель молодого государства обычно больше заинтересован в его единстве и сплоченности, чем в накоплении личных богатств:
«В начале династии, доходы распределяют между племенем и людьми, которые поддерживают правителя, в соответствии с их полезностью и степенью чувства коллективной солидарности, и так как они нуждаются в создании династии, как мы говорили выше. При таких условиях их лидер воздерживается в их пользу от притязаний на доходы, которые они хотели бы иметь».
Здесь Ибн Хальдун объясняет, почему для раннего периода династии характерно низкое налогообложение - он считает, что причина в отсутствии государственной коррупции.
Пока правитель заинтересован в сплоченности государства и эффективности своего правления, налоговые доходы используются для поддержки и укрепления институтов государства.
И напротив, когда государство коррумпировано, и большая доля доходов от налогов идет непосредственно на личные расходы правителя, налоговые ставки, естественно, должны повышаться, дабы удовлетворить растущие потребности знати.
Далее Ибн Хальдун указывает на еще одну проблему, связанную с высоким налогообложением: «И ложатся поборы бременем на подданных и гнетут их, постепенно становятся установленным обычаем, ибо увеличения происходят понемногу, и никто не понимает, кто именно их увеличил и кто их наложил.
Подданные теряют надежду, так как малой становится польза, которую дает освоение мира. И если кто-то сравнит пользу и поборы, а также плоды труда и выгоду, то многие вообще отвратятся от труда, осваивающего мир.
Сумма сборов становится тогда недостаточной из-за недостаточности размеров долевых частей …Сумма сборов постоянно уменьшается, а количество статей и размеры долей налогов увеличиваются».
Ибн Хальдун утверждает, что когда государство обременяет подданных налогами сверх меры, особенно тех, кто может создавать рабочие места, у них пропадает стимул вкладывать свои деньги в развитие предприятия (ученый называет предпринимательство «трудом, осваивающим мир»).
Причина проста: государство забирает у вас деньги, а тех, что вам остаются, не хватает на расширение бизнеса, это ведет к стагнации экономики, а, следовательно, снижению поступлений в казну.
Сегодня эта идея является одним из базовых принципов «экономики предложения». Сторонники экономики, которая отдает приоритет предложению, считают, что корпорации и богатые люди должны облагаться низкими налогами.
Низкие ставки налогообложения позволяют им оставлять у себя больше денег, которые они потратят на расширение бизнеса, а значит – повышение экономических возможностей (через предложение рабочих мест) менее состоятельных людей.
По этой причине подобный подход еще называют «экономикой просачивающегося богатства». Этот подход лежит в основе различных форм консервативной экономической политики в современном мире.
Консервативные политики, такие как Рональд Рейган, опирались на этот подход, чтобы отстоять низкие ставки налогообложения зажиточных людей, тогда как либеральные экономические теории предполагают более высокие налоги для богатых.
Кривая Лаффера
Идеи Ибн Хальдуна о сбалансированном налогообложении, которое дает высокие поступления в казну, позже нашли свое отражение в так называемой «кривой Лаффера».
Кривая Лаффера используется современными экономистами для определения идеальной ставки налогообложения, обеспечивающей максимальные доходы государства. Обычно кривая выглядит в виде параболы, которая показывает, что слишком низкие ставки налогов, так же как и слишком высокие, дают низкие доходы.
Согласно этой теории, существует идеальная серединная налоговая ставка, которая обеспечивает высокие поступления в казну, не обременяя население чрезмерными налогами, препятствующими предпринимательской инициативе.
Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления сначала будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (точка А), а затем снижаться до нуля.
Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления сначала будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (точка А), а затем снижаться до нуля.
Данный принцип сформулировал и графически выразил американский экономист Артур Лаффер (Arthur Laffer). Однако сам он не претендовал на авторство идеи, однозначно называя своим предшественником Ибн Хальдуна:
«Кстати, “кривая Лаффера” придумана не мною. Например, Ибн Хальдун, мусульманский философ XIV века, писал в своем труде “Мукаддима”: “Знай, что [статьи] налогов в начале существования государства невелики по своим долям, а сумма налогов велика, тогда как в конце существования государства доли велики, а сумма мала.”»
Выводы
Ясно, что идеями о ставках налогообложения Ибн Хальдун далеко опередил свое время. Хотя он жил в XIV веке, сформулированные им принципы до сих лежат в основе современной капиталистической теории.
Теория экономики и государства, изложенная в «Мукаддиме», служит непреходящим руководством, которое продолжает играть свою роль в современном мире.
В данной статье мы коснулись лишь некоторых экономических идей Ибн Хальдуна. В «Мукаддиме» также нашли отражение его философские взгляды на историю, государство, религию, социологию, психологию и образование. Так что гений этого мусульманина из арабского Магриба выходит далеко за рамки теории налогообложения и «кривой Лаффера».
Артур Лаффер |