Что
подарить? Казалось бы, предельно простой вопрос, на который не так
легко ответить. Тот же интернет пестрит всевозможными советами и
предложениями, однако концептуально они подготавливают ни дарителя, ни
одариваемого. Выбор вариантов не оставляет права на выбор, так как
приходится постоянно ломать голову, буквально выдумывая оригинальность
преподносимой вещи.
Начнем, наверное, с общих вопросов, как говорят философы. Что такое подарок? Точнее говоря, по-дар-ок? То, что подносимо, лично передаваемо, дар, который вроде бы и не дар, но личный знак внимания. И в этом отношении он носит в себе как личную функцию, демонстрируя уровень личностных отношений, так и степень интегрированности в ту или иную социальную структуру. Проще говоря, подарок всегда воспринимается как оригинальность, но в то е это время и весьма ожидаемый эффект. Угодил, понравилось – ок, твой социальный и символический статус, по крайней мере, сохранен. А если нет? Тогда возникает риск символического или социального отторжения, игнорирования со стороны того окружения, где этот подарок церемониально подносился. В корпорациях и офисах это еще грозит и финансовыми взысканиями. Если начальник злой.
Следующий вопрос – форма подачи. Если речь идет о цветах, они должны быть завернуты в прозрачную бумагу или другой материал, украшены ленточками и другими. Если это подарочные боксы, то он сам по себе обязан демонстрировать красоты, привлекательность, яркость. Не говоря уже о внутреннем содержании. В любом случае речь идет о внимании, которое демонстрируется одариваемому. Ответная реакция – радость, удовольствие, эмоциональный порыв, которые в этом смысле являются выражением социального одобрения.
Третий аспект – социальная среда, где присутствует подарок. Одно дело семья, где пространство родственных связей определяет характер и смысл подарков, которые, кстати, теряются с течением времени (просто не знаешь, что дарить – просто потому, что человека знаешь тысячу лет). Совершенно другое – профессиональный коллектив, внешние социальные связи эмоциональные дистанции здесь доминируют в первую очередь. Кроме того, включаются и механизмы традиций и символического присутствия. «Так принято», «мы так делаем», «традиция такая» – такие категории не являются морально устойчивыми, так как они выстраивают неличные, несвободные иерархии, но вместе играют на сохранение коллектива, «рабочей атмосферы» и цементируют налаживаемые связи. Да, подобного рода отношения способны перерасти в дружественные, но не всегда. Принцип «дружба дружбой, а бизнес – отдельно» почти всегда оказывает благотворное влияние на всех членов сообщества, так как не позволяет противоречиям трансформироваться в личные обиды.
И последнее. Подарок считается проявлением моральной чистоты, воспитанности дарителя. Куда более важный постоянный мотиватор, чем временные социальные связи.
Начнем, наверное, с общих вопросов, как говорят философы. Что такое подарок? Точнее говоря, по-дар-ок? То, что подносимо, лично передаваемо, дар, который вроде бы и не дар, но личный знак внимания. И в этом отношении он носит в себе как личную функцию, демонстрируя уровень личностных отношений, так и степень интегрированности в ту или иную социальную структуру. Проще говоря, подарок всегда воспринимается как оригинальность, но в то е это время и весьма ожидаемый эффект. Угодил, понравилось – ок, твой социальный и символический статус, по крайней мере, сохранен. А если нет? Тогда возникает риск символического или социального отторжения, игнорирования со стороны того окружения, где этот подарок церемониально подносился. В корпорациях и офисах это еще грозит и финансовыми взысканиями. Если начальник злой.
Следующий вопрос – форма подачи. Если речь идет о цветах, они должны быть завернуты в прозрачную бумагу или другой материал, украшены ленточками и другими. Если это подарочные боксы, то он сам по себе обязан демонстрировать красоты, привлекательность, яркость. Не говоря уже о внутреннем содержании. В любом случае речь идет о внимании, которое демонстрируется одариваемому. Ответная реакция – радость, удовольствие, эмоциональный порыв, которые в этом смысле являются выражением социального одобрения.
Третий аспект – социальная среда, где присутствует подарок. Одно дело семья, где пространство родственных связей определяет характер и смысл подарков, которые, кстати, теряются с течением времени (просто не знаешь, что дарить – просто потому, что человека знаешь тысячу лет). Совершенно другое – профессиональный коллектив, внешние социальные связи эмоциональные дистанции здесь доминируют в первую очередь. Кроме того, включаются и механизмы традиций и символического присутствия. «Так принято», «мы так делаем», «традиция такая» – такие категории не являются морально устойчивыми, так как они выстраивают неличные, несвободные иерархии, но вместе играют на сохранение коллектива, «рабочей атмосферы» и цементируют налаживаемые связи. Да, подобного рода отношения способны перерасти в дружественные, но не всегда. Принцип «дружба дружбой, а бизнес – отдельно» почти всегда оказывает благотворное влияние на всех членов сообщества, так как не позволяет противоречиям трансформироваться в личные обиды.
И последнее. Подарок считается проявлением моральной чистоты, воспитанности дарителя. Куда более важный постоянный мотиватор, чем временные социальные связи.